Традиционно транспортировка нефтепродукта с районов их добычи (переработки) к конечному потребителю осуществляется в цистернах посредством железнодорожного, автомобильного или морского транспорта. Загрузка составов выполняется с использованием высокоточных,
эффективных и производительных автоматизированных пунктов точечного налива. Особенностью подобных «точек» является их полная автономность и отсутствие ручного труда. Все работы осуществляются с использованием галерейных эстакад.

Слив

Слив нефтяных продуктов с транспортировочных цистерн производится с применением сливного устройства, размещаемого в самой низкой точке емкости. В случае неисправности нижнего слива, забор содержимого выполняется через заливную горловину. Обычно выход
нефтепродуктов осуществляется самотеком, через сливной лоток, соединенный с центральным желобом. Система позволяет таким образом доставлять содержимое цистерн в приемную емкость, уровень которой ниже уровня земли.

Необходимо отметить, что указанный способ актуален при работе с нефтяными продуктами, имеющими низкий коэффициент испаряемости. В условиях железнодорожных составов слив выполняют в нижней точке цистерны, между рельсами. Вариант позволяет избежать многочисленных
переносных магистралей из огромного количества желобов.

Главным недостатком указанных способов считается большая вероятность загрязнения сливаемого материала и окружающей среды. Именно поэтому все чаще применяется закрытый самотечный слив. Принципиально он аналогичен предыдущему способу, за тем исключением,
что вместо открытых желобов используется гибкий резиновый рукав, устойчивый к агрессивному воздействию масляной среды. Иногда может применяться труба с шарнирным соединением. В таком случае роль центрального желоба отводится коллекторному трубопроводу.
Схема идеально подходит для работы с бензином с любым октановым числом и размером фракций.

Налив

Различают закрытый, открытый и герметичный способ разлива нефтяных продуктов с железнодорожных цистерн. В первом случае применяется шланг, опускаемый на дно емкости, при этом струя транспортируемого продукта имеет непосредственный контакт с воздушной
средой только в самом начале процесса. Необходимо отметить, что этот метод позволяет максимально снизить потери топлива.

Относительно открытого варианта – струя имеет длительный контакт с воздухом, что вызывает испарение и образование статического электричества. Указанные побочные эффекты являются крайне нежелательными, поэтому такой налив используется достаточно
редко и, как правило, применяется с темными нефтепродуктами. Потери на испарение могут быть в 2-3 раза выше, чем при закрытом наливе.

Более современным и прогрессивным способом является герметичная транспортировка нефтепродуктов. Она осуществляется с использованием автоматизированной системы налива, конструкция которой включает специальную герметичную пробку, трубу телескопического
исполнения и отдельную линию, выполняющую отвод побочных продуктов – смеси воздуха и пара.

Эстакадой называют комплекс устройств, располагающихся вдоль линии железнодорожных путей с интервалом в 4-6 метров и обеспечивающих налив или слив. Все они объединяются общими коллекторами и единой площадкой, служащей своеобразной платформой для передвижения
обслуживающего персонала. Обычно эстакады изготавливаются из износостойких и негорючих материалов. Габариты конструкции должны соответствовать размерам обслуживаемых цистерн.

Внешне эстакада напоминает длинную галерею, имеющую несколько эксплуатационных и рабочих площадок и высоту до 3 – 3.5 метров. Переходы между цистернами обустраиваются универсальными откидными мостиками. Согласно требованиям безопасности ширина эстакадного
прохода должна быть не менее 100 сантиметров. В торцевой части обязательно устанавливаются лестницы, посредством которых обслуживающий персонал поднимается на цистерны.

Исходя из своего назначения,  эстакада может быть:

  • Сливная;
  • Наливная;
  • Сливо-наливная (универсальная).

Применяется еще одна классификация, опирающаяся на число одновременно обслуживаемых маршрутов:

  • Односторонние (брутто не может быть более 700 тысяч тонн);
  • Двусторонние (брутто обычно свыше 700 тысяч тонн).

Все существующие сегодня эстакады условно можно подразделить на следующие виды:

  • Предназначенные для темных нефтепродуктов;
  • Предназначенные для светлых нефтепродуктов.

Традиционно на нефтеперерабатывающих заводах применяют три варианта сливо-наливных эстакад: простую стояковую, галерейную стояковую и универсальную с верхней площадкой. В первом случае обычно приходится сталкиваться с множеством неудобств, обусловленных
использованием шлангов, люков, а также сложностью выполнения контроля уровня топлива. Именно поэтому вариант чаще применяется как временная конструкция.

Остальные исполнения различаются принципом обустройства коллекторов. В одном случае система монтируется по земле, а налив выполняется посредством наливных стояков. Во втором варианте коллектор размещается выше верхней точки цистерны, залив производится
при помощи отводов. Оба описанных варианта предполагают верхний контроль уровня, что существенно облегчает задачу для персонала, обеспечивающего налив нефтепродуктов.

Залив может выполняться одиночными емкостями, целыми группами и маршрутами. В двух последних случаях используются соответствующие наливные эстакады, оснащенные специальными наливными консолями, мостиками откидного типа и ограничительными устройствами
(датчиками уровня, объема), предотвращающих перелив нефтепродуктов. Нами спроектированы уникальные наливные комплексы АДК, используемые для герметичного налива темных и светлых нефтяных продуктов.